среда, 21 августа 2013 г.

Памяти детской памяти.

Вот в моем предыдущем посте приводится кусочек из Стругацких, в котором есть прекрасный диалог:
"Основой ее метода (ксенологии - прим. автора блога) является порочный прием – навязывание инопланетному разуму человеческой психологии.
– Почему порочный? – сказал Нунан.
– А потому, что биологи в свое время уже обожглись, когда пытались перенести психологию человека на животных. Земных животных, заметьте."
Так вот. От себя добавлю, что ладно бы земных животных! Одна из самых распространенных наших ошибок в том, что мы навязываем свою психологию собственным детям. А это мало того, что неправильно, так еще и ведет к последствиям. 
Вот, например  Дочка бьет меня кулаком в глаз. Ну, она это сделает не специально. Просто это случайно получается, когда я пытаюсь остановить ее, сдергивающую с меня очки. Ей сто десять раз говорили, что ни трогать очки на лице, ни бить в глаз нельзя. Ну, последнее - ладно, она не специально. Но про очки - специально. Я говорю, что если она разобьет мои очки или даже просто оставит меня без них, то играть я с ней дальше не смогу. Соня на некоторое время задумывается - по-видимому, анализирует, насколько я ей нужен для игр в ближайшее время. Потом, все-таки решает, что глупо убивать курицу, несущую, пусть не золотые, но все-таки яйца (ой, невольный каламбурчик вышел)  и уходит в сторонку... Через пять минут возвращается и с восторженным воплем сдирает с меня очки. Я в возмущении. "Соня! Больше я играть с тобой не смогу!" Соня - в слезы. Не помогает. Соня - извиняться. Я ее, кончено извиняю, но говорю  что если она опять будет трогать очки, то мы опять не сможем играть. "Неть ,СонЯ больше бу"... Ну, не бу, так не бу. Тем лучше. 
Очки у меня с восторженным воплем срывают через три минуты... 

Что это? Я склонен считать, что тут может быть две причины: либо перевозбуждение, в результате которого она просто либо забывает о том, что обещала, либо это обещание и возможные последствия просто не могут удержать ее - слишком велик соблазн... Либо ,что кажется мне более вероятным, мы с детьми живем в совершенно разных временнЫх масштабах. И эти три минуты для нее, подчас, очень большой промежуток времени, за который уже столько всего произошло, что настало время пересмотреть ранее заключенные договоренности. 
В одном я точно уверен. Это не потому, что она плохая, безответственная или хочет сделать мне плохо. Вот то, в чем детей подозревать априори нельзя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий